Доступность хорошей одежды – ключ к успеху «H&M» ещё с 1950-х. Новый тренд компании – переработка текстиля (за 2016 в России они собрали 500 тонн). За сданные старые вещи любой марки из любого материала (кроме кожи) полагается скидка на новые вещи. В «H&M» клиенты идут с охотой – и также охотно идут предприниматели. Однако франшиза H&M даётся только единицам.
О компании
«H&M» – магазин одежды с 70-летним стажем. Его основатель, швед греческого происхождения Эрлинг Перссон, начинал с женской моды. Первая марка называлась «Hennes», в переводе со шведского «для неё». Купив рыболовно-охотничий бренд «Mauritz Widforss», Перссон соединил названия и расширил ассортимент под запросы мужчин. Ныне его сын, Стефан Перссон, владеет серьёзной корпорацией «H&M», производящей одежду также:
- для детей от 50 до 170 см;
- для беременных;
- больших размеров (до 50-го);
- костюмы для особых случаев.
А также:
- обувь,
- носочно-чулочные изделия,
- сумки,
- аксессуары,
- косметика.
Есть даже «H&M Home» – домашний текстиль (шторы, полотенца, постельное бельё и пр.) – и ещё 7 дочерних брендов одежды (самый свежий, «ARKET», появился в 2017).
Чистый доход компании за 2017 год составил 2 миллиарда долларов.
Ещё немного цифр для затравки:
- 15 млн. долларов – стоимость компании по оценкам мирового консалтингового агентства «Interbrands»;
- почти 5000 магазинов в 70 странах мира (на всех континентах);
- 170 000 рабочих мест.
Вот уж с кем бизнес по франшизе стал бы беспроигрышным!
Условия франшизы
Франчайзинг у компании есть, хоть и, по заявлению на официальном сайте, не входит в стратегию развития.
Финансовые показатели:
Параметр | Значение |
Стоимость | 12 млн. рублей (200 тысяч долларов) |
Вложения | От 10 млн. рублей |
Роялти | Индивидуально |
Окупаемость | 1-2 года |
Даже для Швеции цифры за франшизу одежды большие, зато и финансовый результат – внушительный.
От компании партнёру предоставляются:
- индивидуальный бизнес-проект;
- специалисты по запуску магазина;
- одежда;
- дизайн магазина;
- реклама;
- своя система отбора персонала по личностным целям;
- бизнес-тренинги каждые полгода.
От партнёра требуется неукоснительно следовать политике компании.
Требования к помещению:
Параметр | Значение |
Расположение | В самых крупных торговых комплексах
В отдельном здании в центре |
Площадь | От 80 м2 |
Планировка | Торговый зал, примерочные кабинки, комнаты для персонала, подсобное помещение |
Дополнительно | Контейнер для сбора одежды на вторичную переработку |
Ни одна из франшизных точек (первая появилась в 1982) не закрылась. Их и поныне можно назвать почти поимённо – 40-я появилась в 2012. Напомним, всего у «H&M» почти 5 000 магазинов. Почему так?
Компания предпочитает вести бизнес самостоятельно, не полагаясь на партнёров. По франшизе «H&M» открывается в основном в восточных странах:
- Израиле
- Индонезии
- Египте
- Марокко
- Таиланде
- Саудовской Аравии
- Объединённых Арабских Эмиратах (ОАЭ)
- Омане
- Бахрейне
- Кувейте
Для России франшизных предприятий не предусмотрено. За девять лет существования в России компания успешно открыла 150+ магазинов своими силами. Что же делать, если сотрудничать с компанией хочется на более свободных условиях?
5 способов добиться франшизы
По франшизе «H&M» предпочитают распространяться через «M.H. Alshaya Co.» – ведущего международного оператора франшиз (штаб-квартира в Кувейте). В сферу интересов «Alshaya», помимо Ближнего востока, входят Северная Африка, Турция, Европа – и Россия.
Если завести хорошие знакомства там, есть шанс:
- выставить свою кандидатуру для партнёрства с «H&M»;
- открыть франшизу «H&M» на Ближнем Востоке (обычный магазин или Интернет-магазин).
Второй способ – показать свою настойчивость и осведомлённость через региональных менеджеров, за которыми закреплены те или иные страны.
- глава «H&M» в России и Казахстане – Саэд Эль-Ашкар;
- и.о. директора по коммуникациям «H&M Россия» – Юлия Булгакова.
Главный франчайзер находится в Швеции, поэтому знание шведского – бесценно.
Третий вариант – открыть не H&M, а другой бренд той же компании:
- COS (Collection of Style);
- Monki;
- Weekday;
- & Other Stories;
- Cheap Monday;
- ARKET
В настоящий момент в России есть отдельные магазины только для первых двух, а, например, «Arket» даже из магазинов других стран нельзя официально доставить в Россию (приходится пользоваться услугами перекупщиков).
В конце концов, можно просто стать дистрибьютером, как «Code7» или некоторые аутлеты (магазины, распродающие прошлогодние бредовые коллекции). Так в Россию попадают бренды «Weekday» и «Cheap Monday».
И последний способ сотрудничества с «H&M» – дизайнерский. На один год (повторений никогда не бывает) можно получить право разрабатывать коллекцию под их брендом. Обычно разработку доверяют сразу двум модельерам – если это не кто-то чересчур именитый и не терпящий соавторства.
В 2019 «H&M» планирует открываться в Боснии и Герцеговине, а также в Мексике. Зачем ограничиваться бизнесом в России? Попробуйте открыть новые горизонты!