Грамотная франшиза автосервиса помогает и новичкам войти на рынок автоуслуг, и главным компаниям – расширяться на всю страну. С мая 2017 за год продажи автомобилей в России выросли на 18% (по данным автостат.ру). При этом объём рынка автосервисов (обслуживание, запчастии мойка) составляет 80% от суммы продаж новых авто. Потому и растут СТО как грибы – особенно региональные и федеральные сети, ведь крупным компаниям выжить проще, нежели одиночкам.
Положение на рынке автосервисов
Автомобиль может чинить:
- сам владелец – в собственном гараже;
- частный мастер;
- официальный дилер (погарантии);
- независимые СТО.
СТО – очень перспективное направление, так как современные автовладельцы в большинстве своём не ремонтируют автомобиль самостоятельно:
- Не умеют (нужны особые знания и оборудование).
- Нет времени.
- Не хотят – не их дело.
СТО бывают:
- С широким спектром быстрых услуг (80% – техобслуживание, слесарный ремонт и починка подвески).
- Узкоспециализированные (кузовные работы, двигатели, замена и ремонт стёкол, пошив салона).
Последних – больше:
- конкретный понятный ассортимент;
- отлаженные процессы ремонта;
- можно обойтись без склада и закупать нужные детали поштучно.
СТО перспективны ещё и потому, что:
- ремонт востребован круглогодично;
- сезонно можно заниматься ещё и автомойкой;
- не требуются лицензии.
Относительно востребованности услуг:
- мойка наиболее популярна (по общему числу заказов за год);
- шиномонтаж – наименее (всего 4% по данным «Автостата»).
Список самых популярных услуг включает также:
- Замену масла (каждые 10-15 000 км).
- Замену подвески (такие у нас дороги).
- Ремонт тормозной системы.
Растущие направления:
- Сервисное техобслуживание (обязательно для получения страховки по новому закону от 2018 года).
- Устранение последствий ДТП(особенно малярные и кузовные работы).
- Установка аксессуаров.
- Установка дополнительного оборудования.
Конкуренция для СТО – крупный теневой сектор (особенно для авто старше 7 лет), то есть частные автомастера. Однако в крупных городах уже прослеживается тенденция отказа от оных – крупные мастерские с удобным расположением и громким именем вызывают больше доверия у среднестатистического автолюбителя. Да и гораздо проще приехать в официальный автосервис (по франшизе СТО их с каждым годом открывается всё больше), чем выискивать контакты грамотного мастера по знакомым.
Плюсы СТО по франшизе
Профессиональный автосервис – это, в первую очередь, серьёзные расходы, особенно на старте, и 90% частных СТО находятся на грани самоокупаемости. Хорошим вариантом надёжного бизнес-проекта является франшиза СТО:
- затраты у сети автосервисов ниже, чем у маленьких одиночных фирм;
- доверие к крупной сети выше;
- лучше обучен персонал, а значит, реклама по сарафанному радио будет ходить хорошая;
- более профессиональное оборудование и, как следствие, более качественное обслуживание;
- гарантии – по документам, а не на словах, что очень импонирует клиентам.
Своя CRM-система
Помимо прочего, у крупных сетей есть свои IT-платформы. Это позволяет:
- контролировать процессы ремонта и общения с клиентом;
- минимизировать воровство;
- легче передавать успешный опыт партнёрам.
Пример | Функционал |
WILGOOD IS (облачная система) | Все процессы ТО – поэтапно (общение с клиентом, заказ запчастей, ремонт)
Для каждого этапа – время выполнения Отдельные вкладки для каждого сотрудника: механика, мастера-приёмщика, менеджера по запчастям, телефонного оператора и пр. Жёсткий программный контроль этапов – не допустит к следующему, пока не завершён предыдущий Учет заказ-нарядов Управление запасами запчастей Онлайн-статистика Начисление бонусов персоналу |
F!tService | Регламент работ для сотрудников
Расчёт зарплаты Складской учёт Программа подбора запчастей Программа работы с клиентами (предыдущие посещения, контакты, пробег авто, история ремонтов, рекомендации и пр.) |
«ОЛА» («Белый сервис»)
|
Работа с клиентами
Заказ-наряды Контроль выполнения работ Регуляция ценообразования Быстрый подбор деталей и поставщиков |
Без системы контроля наёмные рабочие склонны «халтурить», ремонтировать авто слишком долго или и вовсе выполнять побочные заказы в рабочее время. Однако разработать свою IT-систему дорого: например, у «WILGOOD» на это ушло 3 года и 200 млн. рублей.
Франчайзер решит проблемы за вас
Крупные сети делятся с партнёрами своими решениями насущных проблем. Универсального секрета успеха нет, поэтому каждый предлагает собственный рабочий вариант:
Проблема | Варианты решения |
Подбор грамотных и ответственных специалистов | Большая анкета для кандидатов (определить замотивированных)
В электронной анкете нужно неукоснительно следовать инструкциям (проверка дисциплинированности) Новичков обучают в собственных тренинг-центрах (выявляют и устраняют пробелы в знаниях, прививают корпоративную культуру) Протестированные системы мотивации |
Привлечение клиентов | Централизованная реклама
Рекламные макеты Громкое имя сети |
Клиенты записываются, но не приезжают | Заранее просчитанный процент неявок заложен в бизнес-план |
Затраты на запчасти | Долгосрочные договоры с проверенными поставщиками – скидки
Большой общий объём заказов – выгодные оптовые цены |
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что франшиза предоставляет:
- программу действий и грамотный маркетинг,
- спрос на услуги и хорошую рекламу;
- детали, высокотехнологичное оборудование и автохимию по сниженной цене;
- место на официальном сайте и даже мобильное приложение;
- помощь профессиональных аналитиков.
Условия и стоимость
Прежде чем решиться на открытие своего автосервиса, стоит изучить особенности развития автосервиса в конкретном населенном пункте:
- например, Москва – не лучший город для СТО (их там уже немерено);
- в Сургуте и Красноярске – 55% жителей с авто, так что эти города являются весьма перспективными;
- в восточныхрегионах России множество японских марок с автоматом, поэтому там нужно высококлассное оборудование;
- хорошо окупаются СТО в городах с большими пробками (там быстрый износ деталей);
- в небольших городах сервис будет стоить дешевле, но и аренда – гораздо ниже.
Затраты на открытие СТО «с нуля» выглядят примерно так:
Пункт расходов | Стоимость (в рублях) |
Оборудование (в т.ч. его установка) | 1 000 000 |
Запчасти | 500 000 |
Реклама | 200 000 |
Аренда | 200 000 |
Ремонт | 200 000 |
Автохимия | 80 000 |
Документы и разрешения | 50 000 |
Требований к партнёрам, как правило, немного:
- опыт в автомобильном бизнесе;
- помещения в «проездном» месте;
- хорошая репутация, положительная кредитная история;
- достаточный стартовый капитал.
Популярные франшизы автосервиса
Среди федеральных сетей рабочими франшизами могут похвастаться:
- F!tService
- WILGOOD
- Bosch
- KIA
- Белый сервис
Стоимость франшизы (в рублях) | Вложения (в рублях) | Ежемесячные взносы | Окупаемость | |
Белый сервис | 50-400 000 | 1 млн. | 2% | полгода |
Вилгуд | 1 млн.,
для Москвы и Санкт-Петербурга- 2 млн. |
на основе автомастерской – до 1 млн., с «нуля» 4-8 млн. | 3,5% | 1 год |
Киа | 300 000. – 1 млн. | 1-3 млн. | 2% | 1-1,5 года, можно получить статус официального дилера.
|
Бош | 80 000 евро | 150 000 евро (в основном на фирменное оборудование) | 1400 евро в год | 1,5 года |
«FitService» | От 600 000 в зависимости от формата | 300 000, если переоборудовать СТО,
4-15 млн. – если «с нуля» |
5 000 руб. с поста + 2,5% от всей прибыли | 2-3 года |
Перед заключением договора обязательно узнайте условия его расторжения – пути отступления нужно знать заранее, ведь многое в жизни может поменяться одномоментно.
Франшиза не подойдёт тем, кто не хочет:
- выполнять чужие правила;
- пользоваться только с конкретными марками и поставщиками;
- вкладывать много денег (маленькая СТО с своём гараже обойдётся дешевле);
- платить первоначальный взнос и ежемесячные отчисления.
Во всех прочих случаях франшиза СТО – отличный способ
- защититься от высокой конкуренции;
- сэкономить деньги на рекламе;
- и решить проблему с профессиональными рабочими
– а значит, и открыть успешный авторемонтный бизнес!