IRR инвестиционного проекта: интерпретация показателя, управленческие решения на его основе

Деньги любят счёт, а особенно они нуждаются в нём при подготовке к инвестированию. В этом случае требуется вычисление большого количества коэффициентов и показателей, характеризующих финансовую отдачу от инвестиционного проекта, а также его прибыльность. Об одном из таких всеобъемлющих показателей – IRR – и пойдет речь на страницах данной статьи.

Суть показателя

Внутренняя норма доходности инвестиционного проекта, именуемая IRR (Internal Rate of Return), – это общий, глобальный показатель, характеризующий весь инвестиционный проект целиком. Его значимость корректно сопоставить с таким показателем, как капитализация для какого-либо биржевого тиккера.

Когда предприниматель инициирует какой-либо инвестиционный проект, он прежде всего стремится оценить, насколько быстро данное начинание сможет начать приносить ему прибыль с учётом тех вложений, которые ему предстоит сделать. Называется такой период сроком окупаемости.

IRR инвестиционного проектаОднако вариативных переменных в экономической стороне гораздо больше, чем одна (примерно,.. все!). Поэтому мало сказать, за какой период отобьются вложения. Нужно ещё сделать оговорку на рентабельность бизнес-процесса.

Что по этим подразумевается? Представьте бизнес-план, очень подробно описывающий все аспекты предполагаемого к реализации бизнеса. Но ведь речь не идёт о 100%-ной вертикальной интеграции, когда инициатор проекта полностью контролирует всю цепочку производства (до уровня свободных неэкономических благ, вроде ветра или солнечного света). Такие проекты тоже возможны, но компаний, которые их осуществляют, можно пересчитать в мире буквально по пальцам 2 рук («Газпром», например).

Большинство проектов подразумевают приобретение некого сырья, полуфабрикатов, использованием наемного труда или же иных ресурсов (вроде земельной ренты). А готовую продукцию (товары или услуги) предполагается продавать на открытом рынке (т.е. по рыночным ценам).

Почему это имеет значение и при чем тут IRR инвестиционного проекта? При том, что цены как на факторы производства, так и на конечную продукцию подвержены колебаниям в соответствии с влияниями рыночных факторов. Как следствие, рассчитанный временной уровень окупаемости может очень легко как сократиться, как и растянуться, в зависимости от ценовой конъюнктуры.

Последняя далеко не всегда бывает благоприятной: правильнее при инвестиционном проектировании исходить из того, что отпускные цены будут падать, а стоимость потребляемых ресурсов – только расти.
Показатель IRR призван внести большую прозрачность в процесс оценки эффективности вложений и понять, насколько данной инвестицией можно добиться требуемой прибыли. В связи с тем, что значение данного показателя является для бизнес-проектирования столь важным и глобальным, представляется разумным разобрать IRR подробнее.

Фазы и стадии жизненного цикла инвестиционного проекта

Инвестирование (точнее, решение о нём) рождается не на пустом месте. Должны существовать предпосылки для успеха такого проекта:

  • острый общественный интерес и потребность в продукте со стороны рынка (в настоящем);
  • высокая общественная значимость идеи (научная ценность, например);
  • потенциальный спрос (отложенный)в будущем.

IRR инвестиционного проектаНаличие неудовлетворённой рыночной потребности (в рамках закона, разумеется) является единственным и достаточным обоснованием для начала реализации инвестиционного проекта. Однако это далеко не единственный фактор. Для того, чтобы быть уверенным в востребованности предполагаемых к продаже товаров или услуг, необходимо проведение разноплановых маркетинговых исследований. Их задача:

  • оценка объёма рыночного спроса (как в натуральных показателях, так и в денежных);
  • оценка конкурентности среды;
  • прогнозирование потенциальной рыночной доли, на которую можно рассчитывать в случае реализации проекта.

Далее за дело берутся финансовые консультанты. Их задача – построение экономической модели бизнеса для проектирования финансовых потоков внутри него. Цель-минимум здесь проста – предотвращение ситуаций, когда бы проекту в процессе его реализации потребовалось бы дополнительное финансирование.

При этом необходимо предусмотреть:

  • формирование резервов чистой прибыли;
  • резервы рентабельности на случай неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры;
  • регулярные выплаты дивидендов (в соответствии с принятой политикой), а также обслуживание возможных кредитов.

Целей-максимум при этом не существует. Нужно понимать, что финансовая часть проекта вторична. Она способна лишь перераспределять и управлять результатами производственного процесса, добиваясь эффективности через более оптимальное размещение ресурсов. Но принципиально иной рентабельности от бизнеса финансисты добиться не смогут никогда.

IRR инвестиционного проектаИ вот именно на этапе финансового конструирования рабочей системы возникает необходимость анализа проекта с помощью IRR. Область, к которой относится данный вид анализа, называется «оценка финансовой устойчивости проекта». Здесь предполагается оценить, может ли проект оставаться прибыльным (и как долго; или же уйти в минус) при неблагоприятных изменениях ценовых параметров всевозможных факторов производства.

А кроме того, анализировать нужно ещё и возможность реакции на неблагоприятные изменения цен факторов. Иными словами, нужно просчитать, как сильно нужно увеличивать отпускную цену готовой продукции, если в той или иной степени будут расти цены на факторы производства. Фактически, данный анализ является квинтесенцией всего процесса инвестиционного проектирования, ведь только оценивая его результаты, можно реально оценить степень реализуемости проекта.

Т.е. деньги-то на строительство завода ты потратишь – спору нет, но вот будет ли нужна продукция этого завода по тем ценам, по которым ты собираешься её продавать – вот в чём вопрос! А теперь, если стоимость сырья подрастет?..

И именно для оценки финансовой устойчивости применяется показатель IRR. Дальнейшие этапы инвестиционного проектирования уже лежат в плоскости практической реализации и для целей настоящей статьи их исследование не представляет интереса. Остается только сравнивать получаемые практические результаты с осуществленными прогнозами на стадии проектирования.

Что означает данный показатель

Во-первых, IRR инвестиционного проекта – это процентная ставка. Когда речь заходит о сроке окупаемости, то возникает резонный вопрос: какую рентабельность показывает бизнес? Или по-другому: какой он способен обеспечить процент прибыли? Если не зафиксировать хотя бы один из этих параметров, то сделать какой-либо определенный вывод, относительно другого невозможно.IRR инвестиционного проекта

Можно задать вопрос так: «Когда окупится бизнес, если мы будем продавать продукцию по такой цене, а сырьё – вот по такой (зарплаты у нас будут такие, а аренда – на этом уровне)?».

А можно спросить по-иному: «Какую наценку я должен обеспечить, чтобы проект окупился, скажем, за 3 года?».

По сути получается, что IRR – это минимальная внутренняя норма доходности (ВНД), при которой при заданном сроке наступает полная окупаемость проекта. Очевидно, что ВНД зависит не только от какой-то одной цены (на готовую продукцию или на фактор). Здесь важно именно их соотношение, причём, в случае факторов производства имеет место, к тому же, их совокупность, взятая за период, чтобы возможно стало оценить издержки на единицу продаваемой продукции.

Уравнение формула и правила применения

Как же определяется IRR? При высчитывании стоимости финансовых потоков, экономический анализ оперирует понятием чистой приведенной на какой-то конкретный момент времени стоимости (NPV).

NPV = CF / (1+R)^n, где

CF (cash flow) – некая денежная сумма (возможно, собранная на какой-то момент времени);
R – процентная ставка (норма доходности);
n – количество временных периодов, по которым возможно начисление условного (или же гипотетического) процента.

Получается, что чем дальше отстоит период (CF) от момента приведения, тем на большую величину нужно её дисконтировать (это и правильно, ведь $1 сегодня не равно $1 завтра).

Получается, что NPV от проекта может быть выражен формулой:

NPV = CF1 / (1+R)^1 + CF2 / (1+R)^2 + … + CFn / (1+R)^n

Теперь, добавляем в формулу параметр окупаемости. Классически это означает, что полученная от проекта совокупная прибыль уравновесила инвестиционные затраты, то есть:

  • совокупную прибыль мы рассматриваем в виде NPV;
  • сравниваем NPV прибыли и NPV инвестиций (на один и тот же момент времени, как правило, на момент первого транша инвестиционных затрат) и приравниваем их к нулю;
  • вместо CF берём чистую прибыль от стадии проектирования до распределения, агрегированную (как правило) поквартально.

Получается:

NPV(I) – NPV(Profit) = Prof.1 / (1+R)^1 + Prof.2 / (1+R)^2 + … + Prof.n / (1+R)^n = 0

Теперь указываем то количество времени (n периодов), за которое нам нужно, чтобы проект окупился. Допустим, это 1,5 года. Тогда:

Prof.1 / (1+R)^1 + Prof.2 / (1+R)^2 + … + Prof.6 / (1+R)^6 = 0

или:

СУММ (t; n=6) [Prof.n / (1+R)^n] = 0 (t – номер периода по порядку от 1 до 6)

Вот та ставка R, при которой достигается это равенство, это и есть IRR.

Для чего важен данный показатель

Помимо чисто академического интереса расчёт и отслеживание IRR нужен ещё для следующих целей: для оценки эффективности проводимой маркетинговой политики.

IRR – норма внутренней доходности. Т.е. это относительный показатель, который характеризует как норму рентабельности производства одной единицы продукции, так и скорость оборота и, как следствие, он в состоянии оценить, насколько устойчив бизнес с точки зрения ценовой конъюнктуры.

Одно дело, если окупаемость, к примеру, в 5 лет достигается только при норме внутренней доходности в 10% и совсем другое, если для достижения окупаемости в указанный срок нужна норма, не меньше, чем 25%. Показатель, таким образом, наглядно демонстрирует ценовые резервы, имеющиеся у устроителей предприятия: насколько можно снизить отпускную цену самому и насколько терпимым является рост цен факторов производства.

Норма внутренней доходности способна подсказать, как реагировать на возможное ценовое изменение факторов производства

Как правило, производители реагируют исключительно ценой, если вдруг дорожает какая-то составляющая себестоимости. Но если у вас очень высокий показатель IRR, то дальнейшее удорожание конечной продукции может повлиять на объём спроса и катастрофически сократить выручку.

В таких случаях (рост цены на фактор в сочетании с высоким IRR) лучше воздержаться от удорожания реализуемых товаров/услуг. Проблема, как правило, заключается в высокой зависимости от этого дорожающего фактора производства. Значит, её и нужно решать:

  • либо переводим снабжение этой номенклатурной позицией на конкурсные рельсы с привлечением максимального количества возможных поставщиков;
  • либо (если есть свободные капиталы) осваиваем выпуск этого фактора самостоятельно (усиливая вертикальную интеграцию бизнеса).

Резюме

Показатель IRR является во многом результирующим. Он характеризует:

  • и доходность всего бизнес-процесса за отчётный период в целом;
  • и рентабельность номенклатурных позиций в частности;
  • а кроме того, является удобным сигнализирующим инструментом для проведения тестов проекта на финансовую устойчивость.

Расчёт IRR обычно не проводится только один раз (в процессе подготовки бизнес-плана). Внутреннюю норму доходности требуется отслеживать в течении всего процесса окупаемости и возможного возврата заёмных средств. Изменчивость данного показателя – естественное явление при реализации инвестиционного проекта: обычно растёт стоимость сырья и полуфабрикатов, изменяется конъюнктура спроса и на готовую продукцию. Да что там, сама продукция может видоизменяться, обретая совершенно другие параметры себестоимости.

Главная ошибка, которую допускают многие инвесторы в реальный сектор, заключается в погоне за нормативами расчётных коэффициентов. Это, конечно же, хорошо, если IRR у вашего предприятия меньше 10%, но главное, чтобы у вас росли объёмы реализации. А для этого, возможно, имеет смысл пересмотреть сроки окупаемости, чтобы иметь возможность ещё больше снизить отпускную цену.

Финансовые показатели (в частности IRR) могут лишь помочь оценить экономическую обстановку на предприятии. Однако принимать грамотное управленческое решение нужно, преимущественно, на основе текущей рыночной конъюнктуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Loyalbiz.ru